06 августа 2021 года на заседании Комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей были рассмотрены предложения ОАО «РЖД» о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р, касающиеся изменения формулы расчета долгосрочных параметров индексации тарифов, а также ряд других тарифных корректировок, в частности:
— дополнительная индексация тарифов на перевозки контейнеров на 4,75%;
— отмена льготных схем для порожнего рейса инновационных вагонов с одновременным предоставлением скидки на перевозки в груженом рейсе до 4,05%;
— увеличение коэффициента к тарифу с 0,895 до 1,05 на перевозку антрацита (до уровня коксующегося угля).
Члены и эксперты Комитета отметили важность системы долгосрочного тарифообразования на железнодорожном транспорте, которая необходима для планирования собственной деятельности всеми участниками рынка.
В ходе обсуждения отмечено, что в 2021 г. произошел рост цен на потребляемые ОАО «РЖД» ресурсы (металлы, топливо и другие), который превысил прогнозы Минэкономразвития России, использованные ОАО «РЖД» при формировании финансового плана на 2021 год, а также индексацию тарифов ОАО «РЖД», рассчитываемую на основе индекса потребительских цен.
Это может привести к разбалансированности финансовой модели компании, что, в свою очередь, несет риски невыполнения программы ремонта и содержания инфраструктуры, инвестиционной программы ОАО «РЖД».
Учитывая критическую важность для экономики страны устойчивости финансового состояния ОАО «РЖД», на заседании была отмечена вероятность принятия со стороны государства регулирующих решений, которые позволят сбалансировать финансовую модель ОАО «РЖД» за счет увеличения нагрузки на других участников перевозочного процесса (грузоотправителей, операторов).
Члены и эксперты Комитета отметили готовность рассмотреть предложения ОАО «РЖД» по стабилизации финансовой модели компании, в том числе через различные тарифные решения, для чего необходимо получение следующей информации:
— актуальные параметры финансовой модели ОАО «РЖД» и прогноз размера дефицита финансирования;
— предложения ОАО «РЖД» по стабилизации финансовой модели как за счет изменения тарифов, так и за счет альтернативных решений;
— оценку влияния предлагаемых тарифных решений на выручку ОАО «РЖД», отдельные категории грузов с учётом направления их перевозки и грузоотправителей/операторов.
По итогам заседания было решено рекомендовать Совету потребителей направить в ОАО «РЖД» запрос актуальных параметров финансовой модели компании и предложения, необходимые для ее балансировки, с оценкой их влияния на экономику компании и других участников рынка с учётом направления перевозки грузов/вагонов, а после получения информации от ОАО «РЖД» повторно рассмотреть вопрос о возможных мерах по стабилизации финансового положения ОАО «РЖД».
Также на заседании Комитета был рассмотрен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Порядка определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов», который актуализирует действующий порядок определения кратчайшего расстояния перевозки грузов по отдельным участкам и направлениям.
Члены и эксперты Комитета приняли к сведению информацию исполнительного директора СРО СОЖТ А.А. Дружинина о том, что проект приказа Минтранса ранее обсуждался СОЖТ, Минтрансом и ОАО «РЖД». В результате обсуждения была подготовлена согласованная версия проекта приказа Минтранса, которая отличается от версии документа, направленной в Совет потребителей.
По итогам обсуждения проекта приказа Минтранса члены и эксперты Комитета отметили:
1. Обоснование корректировки расчета кратчайшего расстояния
В представленном проекте приказа Минтранса предлагается включить ряд новых исключений, предполагающих расчет не по кратчайшему расстоянию, а по альтернативному маршруту с большим расстоянием перевозки. При этом в материалах не представлены обоснования предлагаемых изменений.
2. Риски увеличения тарифной нагрузки на грузоотправителей
На заседании Комитета отмечено, что в проект приказа Минтранса включены ряд исключений при расчете кратчайшего расстояния, которые грузоотправители поддерживают (например, п. 26 перевозки по участку Стойленская – Чугун II – Новолипецк).
Вместе с тем проект приказа содержит ряд исключений, которые ранее не обсуждались с грузоотправителями (пп. 29-33 проекта приказа Минтранса).
Например, сейчас для прямых отправительских маршрутов из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока кратчайшее расстояние рассчитывается или через станцию Мариинск (при отправке со станций Кузбасского региона, расположенных севернее), или через станцию Междуреченск (при отправке со станций Кузбасского региона, расположенных южнее). В п. 31 проекта приказа Минтранса расчет предлагается осуществлять только через Мариинск, в том числе для перевозок, где кратчайшим расстоянием является маршрут через станцию Междуреченск. Для таких маршрутов предлагаемое изменение приведет к увеличению расстояния, используемого для расчета тарифов, и, соответственно, стоимости перевозки (например, для маршрута Новокузнецк-Сев. – Находка-эксп. увеличение расстояния при расчете через станцию Мариинск составит 573 км).
Члены и эксперты Комитета считают, что предлагаемые изменения порядка расчета, предполагающих расчет не по кратчайшему расстоянию, а по альтернативному маршруту с большим расстоянием перевозки, приведут к росту тарифной нагрузки для отдельных грузоотправителей и требуют дополнительного обоснования.
3. Риски неопределенности и непрогнозируемости расчетов тарифов
Действующей редакцией приказа Минтранса при проведении плановых работ по ремонту и реконструкции железнодорожной инфраструктуры предусмотрена возможность перевозки по объявляемым владельцем инфраструктуры (ОАО «РЖД») маршрутам при согласовании с грузоотправителем.
Пунктом 18 проекта приказа Минтранса предлагается распространить такую возможность на все работы по ремонту и реконструкции железнодорожной инфраструктуры (не только плановые). При этом ОАО «РЖД» раскрывает информацию только о плановых работах.
Предлагаемое расширение несет риски неопределенности и непрогнозируемости расчетов тарифов.
При этом члены и эксперты Комитета отметили, что компенсация дополнительных затрат перевозчика при перевозке грузов более длинным маршрутом, отличным от кратчайшего в силу различных условий, в т.ч. проведение ремонтных работ, предусмотрена в Прейскуранте 10-01 через введение дополнительного коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами в размере 1,04.
Соответственно, перевозка грузов перевозчиком различными маршрутами, не всегда оптимальными с точки зрения расстояния, но оптимальными для перевозчика с точки зрения технологии перевозки и поддержания инфраструктуры в годном состоянии, уже учтена в тарифной системе.
4. Прочие предложения
Члены и эксперты Комитета предложили уточнить, что порядок определения кратчайшего расстояния распространяется не только на перевозку грузов, но и на перевозку порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Таким образом, СРО СОЖТ А.А. Дружинину было рекомендовано направить в Совет потребителей проект приказа Минтранса, который был в целом согласован на рабочем совещании в Минтрансе России, а также позицию СРО СОЖТ по данному вопросу.
Советом потребителей будет сформировано экспертное заключение с учетом состоявшегося обсуждения вопроса на заседании Комитета.