На рассмотрение на заседании Комитета по вопросам грузовых перевозок Совета потребителей 09 февраля 2022 года был вынесен проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте».
В представленных материалах разработчик не представил технологических и правовых обоснований для разработки нового документа.
По мнению членов и экспертов Комитета, действующие Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом МПС РФ от 05.03.1999 г. №20Ц, являются достаточными, актуальными и не требующими изменений.
В отношении проекта Правил члены и эксперты Комитета отметили следующие замечания и комментарии.
1. Требования к грузополучателям
В проекте Правил установлен запрет предъявления грузов грузоотправителем к перевозке в открытом подвижном составе, если у грузополучателя нет специальных комплексов (вагонооткидывателей и размораживателей). При отсутствии таких комплексов грузоотправитель должен предъявить грузы только в упакованном виде.
В проект Правил также включено новое требование о наличии у грузополучателей буферных зон для поступающих вагонов. Определение буферных зон в документе не раскрывается, но потенциально может потребовать от грузополучателей строительства приемо-отправочных парков для вагонов.
Учитывая, что Минтранс России предлагает ввести в действие проект приказа с 1 сентября 2022 года, грузополучатели должны будут установить специальные комплексы и буферные зоны уже к зимнему периоду 2022/2023 годов.
По данным ОАО «РЖД» только 7 из 50 морских угольных терминалов сейчас применяют специальные комплексы, а выгрузка песка и щебня на всех без исключения строительных площадках производится без применения вагоноопрокидывателей и не приспособлена к работе с упаковкой.
При этом установка специальных комплексов и строительство железнодорожных парков помимо значительных капитальных вложений займет значительное время.
В случае принятия документа в представленной редакции, члены и эксперты Комитета отмечают следующие риски:
а) снижение объемов (вплоть до приостановки) перевозок грузов в зимний период, в т.ч. социально-значимых грузов (например, угля для отопительного сезона, строительных материалов для реализации федеральных проектов).
Для компенсации такого снижения или невывоза грузов грузоотправители будут вынуждены существенно увеличить объемы заявок на перевозку грузов в летнее время, которые ОАО «РЖД» будет не в состоянии удовлетворить с учетом проведения летне-путевых работ и роста пассажирских перевозок;
б) рост затрат на грузовые операции (например, затраты на упаковку груза, установку специальных комплексов и строительство буферных зон);
в) дискриминация грузоотправителей и грузополучателей по признаку наличия/ отсутствия спецоборудования и механизмов.
Члены и эксперты Комитета предлагают исключить из проекта Правил новые требования по установке специальных комплексов и строительству буферных зон.
2. Ответственность грузоотправителей
Проект Правил устанавливает ответственность грузоотправителей за качество и эффективность проведенных профилактических мер и примененных средств от смерзания грузов, а также предусматривает право перевозчика требовать возмещения убытков, если некачественная подготовка грузов привела к нарушению срока оборота вагонов или норм на выгрузку грузов, задержке подачи вагонов для выгрузки.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что в 90% случаев и более выгрузка грузов осуществляется силами грузополучателей. В этих случаях технологические сроки оборота вагона определяются договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и уборку вагонов, заключаемым между ОАО «РЖД» и владельцем таких путей (грузополучателем).
Грузоотправитель не является стороной такого договора. В связи с этим отсутствует законное основание устанавливать право ОАО «РЖД» требовать возмещения убытков с грузоотправителей.
Кроме того, в проекте Правил отсутствуют механизмы определения некачественного применения мер и их достаточности (например, нужно применять все указанные меры или достаточно реализовать только некоторые из перечня), а также методика расчета и принцип выставления убытков.
По мнению членов и экспертов Комитета, это приведет к росту нагрузки на грузоотправителей из-за возможных штрафов, в т.ч. необоснованных (в том числе с учетом увеличения сроков погрузки и выгрузки из-за принятия дополнительных профилактических мер, например, снятия укрывного материала).
Члены и эксперты Комитета предлагают исключить право перевозчика требовать от грузоотправителя возмещения убытков из-за некачественной подготовки грузов к отправке.
Также в проекте Правил отсутствует взаимная ответственность перевозчика за качество перевозочного процесса (соблюдение сроков приема смерзающихся грузов к перевозке и сроков доставки таких грузов, ритмичность подвода груженых вагонов). Члены и эксперты Комитета предлагают установить такую ответственность для перевозчика.
3. Разработка и согласование профилактических мер и средств от смерзаемости грузов
В действующей редакции документа предусмотрено, что профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. При этом у грузоотправителя есть возможность отправки грузов без проведения профилактики против смерзаемости при наличии письменного согласия грузополучателя.
В проекте Правил исключается участие грузополучателя в согласовании мер и средств от смерзания грузов и возможность отправки грузов без проведения профилактики смерзаемости грузов при согласии грузополучателя.
Члены и эксперты Комитета отмечают, что грузоотправитель может не обладать достаточными сведениями о климатических особенностях региона и уровне технологической обеспеченности грузополучателя для самостоятельного определения перечня необходимых мер для профилактики.
С учетом этого члены и эксперты Комитета предлагают сохранить согласование грузополучателем профилактических мер и средств от смерзания грузов, а также сохранить возможность перевозки грузов без проведения профилактических мер при согласии со стороны грузополучателя.
Кроме того, проектом Правил установлено, что профилактические меры и средства от смерзания грузов должны определяться грузоотправителем в соответствии с ГОСТами, техническими условиями или иными нормативными документами на продукцию, перечень которых не определен в проекте Правил.
Отсутствие указания на конкретные нормативные документы, которые должны регламентировать меры и средства против смерзаемости для каждой номенклатуры грузов, по мнению членов и экспертов Комитета, может повлечь за собой усложнение процесса изготовления, сертификации, применения и контроля за изготовлением и применением профилактических средств.
Члены и эксперты Комитета предлагают дополнить проект Правил списком нормативных документов (ГОСТ, технических условий) применительно к каждой номенклатуре грузов ЕТСНГ (или их группам).
4. Перечень грузов, подверженных смерзаемости
В проекте Правил по сравнению с действующей редакцией расширен перечень смерзающихся грузов, в основном за счет строительных грузов. В частности, в перечень включены весь щебень, известняк, кварциты (ранее они включались только в мокром состоянии) и добавлены смесь песчано-гравийная, шлаки доменные. Обоснование необходимости расширения перечня грузов разработчиком не представлено.
По мнению членов и экспертов Комитета, это несет риск роста затрат грузоотправителей на перевозку таких грузов и в зимний период, что может привести к сокращению объемов перевозок строительных грузов, которые используются для строительных проектов, в т.ч. реализуемых ОАО «РЖД». В связи с этим члены и эксперты Комитета предлагают сохранить существующий перечень смерзающихся грузов.
5. Перечень профилактических мер и средств от смерзаемости
В проекте Правил по отдельным грузам расширен перечень профилактических мер против смерзания.
Например, для руд к обработке средствами (известь, опилки) добавлено укрытие грузов полимерными материалами или применение мягких контейнеров. Для строительных материалов (песок, щебень, гравий, балласт) при перевозке в открытом подвижном составе также предусмотрено укрытие полимерными материалами.
При этом дополнительно установлено, что перевозка песка, щебня, гравия и балласта в переходный период неустойчивых температурных условий, сопровождаемых осадками в виде мокрого дождя и снега, не допускается. Обоснование перечня мер по борьбе со смерзаемостью груза не представлено.
Члены и эксперты Комитета предлагают:
— оценить эффективность предлагаемых мер по борьбе со смерзаемостью груза (эксперименты, расчеты, сравнение различных вариантов);
— провести анализ влияния перечня мер на скорость погрузки и выгрузки грузов (особенно упаковки сыпучего груза с учетом отсутствия погрузочно-выгрузочного оборудования для работы с такой упаковкой);
— провести анализ влияния на объемы перевозок при внедрении предложенных изменений.
Члены и эксперты Комитета считают, что проект Правил не может быть поддержан в представленной редакции и требует доработки. Для дальнейшего обсуждения вопроса члены и эксперты Комитета предложили создать рабочую группу на площадке Минтранса России (как разработчика документа) с участием представителей грузоотправителей и грузополучателей различных отраслей, портов, ЖКХ, Минэнерго России, Минобороны России, Минпромторга России и других ФОИВов.
По итогам заседания было решено отметить, что действующий приказ МПС РФ от 05.03.1999 г. № 20Ц, утверждающий правила перевозки смерзающихся грузов, не требует изменений, а рассматриваемый проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте» требует доработки и не может быть поддержан в представленной редакции.
Также было решено рекомендовать Совету потребителей предложить Минтрансу России доработать проект Правил в рамках рабочей группы с участием представителей ОАО «РЖД», федеральных органов исполнительной власти (Минэнерго России, Минобороны России, Минпромторга России и других), Совета потребителей и заинтересованных грузоотправителей и грузополучателей (ЖКХ, порты).