6 сентября 2022 года Совет потребителей рассмотрел проект плана-графика мероприятий по проработке основных принципов формирования новой модели государственного тарифного регулирования грузовых железнодорожных перевозок.
1. Сроки формирования новой тарифной модели
В докладе по пункту 9 протокола совещания в Правительстве Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. № ДМ-П9-76пр, приложенном к письму, Минэкономразвития России отмечает, что в условиях сложившейся внешнеполитической неопределенности ряд вопросов, проработанных ранее в рамках подготовки к формированию новой тарифной модели (прогноз грузовой базы, вариативная модель расчета стоимостной базы), требуют пересмотра и актуализации.
Совет потребителей поддерживает позицию Минэкономразвития России о необходимости актуализации основных предпосылок тарифной модели и предлагает следующий подход к ее формированию:
Проработка базовых условий формирования тарифной модели:
1. Определение перечня операций (услуг), расходы на которые предлагаются к включению в тариф;
2. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД»;
Разработка новой тарифной модели:
3. Прогноз перспективных объемов перевозок, грузопотоков по основным номенклатурам грузов, перевозимых железнодорожным транспортом;
4. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» с учетом долгосрочных макроэкономических прогнозов и перспективных объемов перевозки;
5. Расчет параметров тарифной модели с оценкой чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке и влияния тарифных решений на грузоотправителей и ОАО «РЖД»;
6. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме с оценкой влияния на всех участников рынка и (при необходимости) внесение корректировок;
7. Нормативные процедуры по введению новой тарифной модели в действие.
По мнению Совета потребителей, основной целью разработки новой тарифной модели является создание условий для формирования сбалансированной модели ОАО «РЖД», которая позволит устойчиво работать и развиваться как компании, так и отраслям-грузоотправителям. В условиях текущей высокой волатильности на рынках построить качественный прогноз объемов перевозок и экономики ОАО «РЖД», которые являются основой такой модели, невозможно. Расчет этих параметров возможен после стабилизации макроэкономической ситуации и формирования новых устойчивых транспортных потоков (предположительно, не ранее 2023-2024 гг.).
Совет потребителей считает, что в текущих условиях можно проработать базовые вопросы новой тарифной модели, построить расчетную экономическую модель ОАО «РЖД», а дальнейшее формирование тарифной модели возможно только после определения макроэкономических предпосылок, объемов перевозок и актуализации экономической модели ОАО «РЖД».
С учетом этого Совет потребителей предлагает определить состав и последовательность мероприятий, включенных в План-график, а конкретные сроки их реализации установить после стабилизации экономической ситуации.
2. Создание рабочей группы по проработке новой тарифной модели
Для проработки основных принципов формирования и функционирования новой тарифной модели Совет потребителей предлагает создать рабочую группу с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций.
3. Определение базовых элементов новой тарифной модели
Совет потребителей считает важным при проведении работы по разработке новой тарифной модели определить:
а) цели и задачи новой тарифной модели (например, перечень отраслей, направлений, технологий перевозок, которые важно развивать и/или стимулировать);
б) основные методологические положения нового Прейскуранта, включая:
— перспективную структуру участников рынка перевозок грузов железнодорожным транспортом, их взаимоотношения, права и обязанности;
— используемые технологии перевозок (в частности, вопросы движения ускоренных контейнерных поездов по пассажирским ниткам, контрейлерных поездов и прочее);
— вопросы перекрестного субсидирования по видам перевозок и по отдельным грузам;
— целевые сегменты транспортного рынка, подлежащие государственному тарифному регулированию;
— целесообразность заключения «сетевого контракта» с ОАО «РЖД» с определением целевых пропускных и провозных способностей.
По мнению Совета потребителей, при формировании новой тарифной модели необходимо также учитывать возможные изменения на рынке железнодорожных перевозок (например, изменение отношений участников, их ролей, задач отрасли).
Наименование мероприятия | Контрольные документы | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
---|---|---|---|
1. Проработка базовых вопросов формирования новой тарифной модели | |||
1.1. Создание рабочей группы с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, ОАО «РЖД», основных участников рынка и научных организаций | Распоряжение Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» | |
1.2. Проработка Рабочей группой базовых вопросов формирования новой тарифной модели:- формирование целей, задач и базовых методологических положений новой тарифной модели грузовых перевозок;- разработка и согласование перечня операций (услуг), расходы на которые включены в тариф, в т.ч. движенческие и начально-конечные операции;- формирование технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию;- актуализация методологии раздельного учета доходов и расходов ОАО «РЖД». | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа | |
1.3. Разработка расчетной экономической модели ОАО «РЖД» (определение структуры и динамики затрат, инвестиционной программы, моделирование потребности в источниках ее финансирования) на основе текущих прогнозов ОАО «РЖД» | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа | |
2. Формирование прогноза объемов перевозок | |||
2.1. Прогноз развития мировых рынков по отраслям с прогнозом перспективных объемов грузопотоков на мировом рынке на основе оценки конкурентоспособности российских грузов, в региональном разрезе | Аналитический отчет | Минэкономразвития России, Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России, ОАО «РЖД»,Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», Научные организации | |
2.2. Формирование прогноза грузовых железнодорожных перевозок на основе актуальных экономических прогнозов развития страны, а также:- перспективной грузовой базы и грузопотоков, в т.ч. с учетом пункта 2.1 плана-графика;- целевой пропускной и провозной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта и потребностей в ее развитии. | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа | |
3. Актуализация экономической модели ОАО «РЖД» (определение стоимостной базы тарифов) | |||
3.1. Определение стоимостной базы тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (актуализация экономической модели ОАО «РЖД»), включая:- определение базовой среднесетевой и помаршрутной себестоимости (полной и переменной) грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в целом и по каждой из тарифных составляющих, а также нормативной переменной себестоимости перевозки массовых грузов с учетом маршрутной скорости и фактического веса поезда;- определение целей по финансовому результату ОАО «РЖД», исходя из обеспечения вывоза предъявляемых объемов перевозок, целевых показателей пропускной и провозной способностей, необходимых инвестиций компании для реализации мероприятий по развитию и модернизации железнодорожной отрасли под перспективные объемы и структуру перевозок. | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа | |
4. Разработка и апробация новой тарифной модели | |||
4.1. Формирование концепции новой тарифной системы — параметрической модели, включая пооперационный состав тарифа, и методологии расчета составляющих тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом | Доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, ФАС России, Минтранс России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» | |
4.2. Оценка чувствительности реального сектора экономики к тарифной нагрузке в увязке с оценкой влияния тарифных решений на ОАО «РЖД» | Доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России, Минсельхоз России, Минпромторг России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» | |
4.3. Определение уровня тарифов по конкретным грузам (группам грузов), обеспечивающего реализацию стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности. Оценка социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям промышленности и (при необходимости) по ключевым грузоотправителям | Доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, ФАС России, ОАО «РЖД», Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» | |
4.4. Апробация новой тарифной модели в тестовом режиме | Доклад в Правительство Российской Федерации | ОАО «РЖД», ФАС России, Минэкономразвития России, Минтранс России | |
5. Ввод в действие новой тарифной модели | |||
5.1. Утверждение технологических нормативов оказания услуг, подлежащих государственному тарифному регулированию. | Приказы Минтранса России | Минтранс России | |
5.2. Разработка нового Прейскуранта № 10-01 на основании согласованной методологии формирования новой тарифной системы | Проект нового Прейскуранта № 10-01 | ФАС России, Минэкономразвития России, ОАО «РЖД» | |
5.3. Введение в действие нового Прейскуранта № 10-01 | Приказ ФАС России | ФАС России | |
6. Формирование концепции тарифного регулирования в других сегментах железнодорожных перевозок | |||
6.1. Формирование концепции новой системы нормативного регулирования услуг ППЖТ – выбор (определение) модели ценообразования (регулируемые тарифы или свободные нерегулируемые цены), включая выделение и дерегулирование (полное или частичное) локомотивной и инфраструктурной составляющих | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа | |
6.2. Формирование концепции новой тарифной системы на услуги инфраструктуры в пассажирском комплексе | Доклад в Правительство Российской Федерации | Рабочая группа |