На заседании 15 июня 2022 года Совет потребителей рассмотрел поручение Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова ФАС России о необходимости организации мониторинга стоимости перевозки основных видов грузов на базе ФБУ «ИТЦ ФАС России». Совет потребителей рассмотрел предложения ФАС России в части форм мониторинга стоимости и сообщает следующее.
1.В части периодичности представления информации
Заполнение электронных форм мониторинга стоимости транспортировки грузов предусмотрено на еженедельной основе.
По мнению Совета потребителей, еженедельная информация является оперативной и может не отражать фактическую стоимость перевозки грузов в среднем за месяц из-за того, что часть расходов на транспортировку, например, дополнительные услуги, демередж, простои формируются и актируются по итогам календарного месяца.
Также Совет потребителей отмечает, что договоры предоставления железнодорожного подвижного состава, перевалки грузов в портах, а также морской перевозки грузов, как правило, имеют долгосрочный характер со сроком действия не менее года и периодом планирования не менее календарного месяца. Изменение цен на услуги перевозки и перевалки по таким договорам происходит не чаще одного раза в месяц. Спотовые договоры носят единичный характер.
С учетом этого Совет потребителей предлагает установить периодичность предоставления данных ежемесячно, не позднее 5-10 дней с даты окончания календарного месяца.
Для предоставления оперативной информации и объективного информирования ФОИВов и Правительства Российской Федерации о текущей ситуации на рынке перевозки и перевалки грузов Совет потребителей предлагает формировать и консолидировать на базе ФАС России аналитические обзоры, отражающие ключевые изменения и тенденции рынка. Такой обзор может формироваться совместно с ключевыми участниками рынка на еженедельной основе.
2. Прочие предложения и комментарии
Совет потребителей также предлагает уточнить отдельные технические вопросы заполнения форм мониторинга:
— указать на какой момент предоставляются данные о стоимости перевозки: на момент отгрузки или на момент прибытия продукции в порт/грузополучателю;
— предоставлять информацию только от головной компании, а не отдельно от каждого грузоотправителя, входящего в группу;
— указывать доходы экспортеров с учетом предоставляемого дисконта (расчет доходности по публичным индексам может приводить к искажению результатов);
— включить в мониторинг транспортной составляющей отдельный блок «Прочие транспортные расходы», включающий дополнительные услуги, предоставляемые собственниками (операторами) подвижного состава или перевозчиком грузовладельцу (движение по расписанию, 05 код, плата за простой вагонов и прочие) и другие транспортно-логистические услуги.