Комитет по вопросам грузовых перевозок рассмотрел проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона о перевозках транзитных грузов

26 июля 2021 года Комитет по вопросам грузовых перевозок Совет потребителей рассмотрел проект поправок Правительства Российской Федерации на проект ФЗ № 192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


Члены и эксперты Комитета отметили, что принятие законопроекта несет риски формирования административных и экономических барьеров, которые могут негативно повлиять на увеличение транзитного потенциала России.


1. В части договора об организации перевозок транзитных грузов (товаров) и его публичности
Законопроектом вводится новый вид договора – договор об организации перевозок транзитных грузов (товаров). При этом в законопроекте не раскрываются детали такого договора, в частности:
а) непонятна правовая природа договора на организацию перевозки транзитных грузов и момент его заключения (до начала или в процессе транзитной перевозки), а также как он соотносится с договором перевозки грузов;
б) отсутствуют однозначные формулировки предмета и существенных условий данного договора.
Члены и эксперты Комитета предлагают соотнести понятия договора об организации перевозок транзитных грузов (товаров) и понятия «оператор транзитной перевозки», «участник процесса транзитной перевозки», «перевозчик» в части разграничения статуса, прав и обязанностей каждого из них, а также детализировать предмет и существенные условия договора.
Кроме того, поправками к Законопроекту договору об организации перевозок транзитных грузов (товаров) предлагается установить публичный статус. Согласно ст. 426 ГК РФ публичность договора формирует обязанность лица по заключению такого договора с каждым, кто к нему обратится. При этом деятельность оператора перевозки не относится к публичной и осуществляется на принципах свободы заключения договора, то есть оператор перевозки не обязан заключать договор с каждым, кто обратится.
В связи с этим установление публичности для договора на организацию перевозок транзитных грузов представляется нецелесообразным.


2. Риски возможного увеличения стоимости перевозки грузов
Поправками к Законопроекту предлагается ввести новое понятие «оператор пломбирования», который оказывает платные услуги на основании договора. Это приведет к увеличению стоимости транзитной перевозки на стоимость услуг оператора пломбирования.
Также в связи с неопределенностью работы вводимой системы пломбировки возникают не только ценовые, но и организационные и конкурентные риски для участников и пользователей транзитных перевозок.
Поправками к Законопроекту (пункт 7 статьи 5), предусматривается, что перевозка отдельных видов грузов будет осуществляться с установлением электронных навигационных пломб на всех объектах пломбирования для исключения доступа к находящимся в них грузам (товарам) без нарушения целостности электронной навигационной пломбы или объекта пломбирования, что ведет к увеличению стоимости перевозки в целом. При этом в законопроекте не раскрывается, кем предлагается накладывать данные пломбы (перевозчиком, единым оператором или несколькими компаниями) и каким образом предлагается определять стоимость за установку электронных пломб (регулируемый тариф или рыночные цены). Отсутствие определенности в указанных вопросах несет риски завышения стоимости услуг по установке пломб. Кроме того, предлагается провести оценку влияния введения электронных навигационных пломб на сроки прохождения грузов через пограничные переходы РФ, в том числе в случае возникновения дефицита электронных пломб.
В связи с этим, члены и эксперты Комитета предлагают оценить риски для всех пользователей и участников транзитных перевозок грузов.


3. Вопросы регулирования стоимости перевозок Сейчас тарифная политика и размер платы за перевозку транзитных грузов железнодорожным транспортном регулируется международными соглашениями Российской Федерации. При этом размер платы за перевозку автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по транзитному транспортному коридору не регулируется и устанавливается в договорах перевозки.
В самом Законопроекте предлагалось устанавливать предельный провозной платеж, который включает в себя сумму всех платежей за услуги по перевозке транзитных грузов (товаров) и выполнению работ (услуг), связанных с перевозками транзитных грузов (товаров). При этом участники транзитных перевозок не могут превышать этот предельный уровень.
Поправками к Законопроекту предлагается заменить «предельный провозной платеж» на «индикативный провозной транзитный платеж», который носит информационный характер.
Члены и эксперты Комитета отметили, что в законопроекте не раскрывается:
— цель установления индикативного платежа;
— порядок использования информации об индикативных платежах (существует риск введения избыточного регулирования);
— порядок расчета индикативного платежа, в частности непонятно будет ли индикативный провозной транзитный платеж формироваться: (а) как среднесетевой или по отдельным маршрутам, (б) на основании рыночных цен и т.д.;
— порядок предоставления первичной статистической отчетности по ценам на транзитные перевозки, которая используется для расчета индикативного платежа.


4. Риски возможной дискриминации отдельных пользователей и участников рынка
Члены и эксперты Комитета отметили, что отдельными положениями законопроекта могут создаваться неравные права иных пользователей грузовых перевозок железнодорожным и морским транспортом, а также права участников перевозочного процесса.
В п. 4 ст. 4 законопроекта создаются преференции для транзитных перевозок в части предоставления железнодорожного подвижного состава, то есть фактически вводится обязанность оператора железнодорожного подвижного состава по предоставлению вагонов / контейнеров под перевозку транзитных грузов, несмотря на отсутствие правовых и фактических оснований для такого установления.
Это может приводит к дискриминации грузоотправителей при осуществлении внутренних и экспортных перевозок. В настоящее время предоставление вагонов / контейнеров для перевозки осуществляется в условиях высоко конкурентного рынка и не предусматривает обязанности по предоставлению вагонов или контейнеров.
В п.11 ст. 4 законопроекта создаются преференции доступа для транзитных перевозок к услугам морских портов, что противоречит существующему законодательству. Порядок доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах установлен Правилами недискриминационного доступа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1285.
По мнению членов и экспертов Комитета, создание преференций перевозкам транзитных грузов может наносить ущерб российским грузовладельцам. При этом транзитные грузы могут составлять прямую конкуренцию отечественным товарам на внешних рынках.


Таким образом, члены и эксперты Комитета считают, что законопроект и Правительственные поправки содержат ценовые, организационные, конкурентные риски для всех пользователей и участников перевозок грузов и требуют доработки, а также последующего обсуждения.

Читайте также: